Среда
04.12.2024
11:13
Приветствую Вас Гость | RSS Главная | Часть 3 | Регистрация | Вход
"Каждый выбирает для себя"
                   Ю. Левитанский
Меню сайта

Форма входа

Поиск

А.Ю. Лакунин

01.12.2024

Некоторые генеалогические аспекты рода старообрядцев и фарфорозаводчиков Кузнецовых.

(Часть 3)

 

О родоначальниках рода Кузнецовых написано на страницах 658-659 монографии.

В начале страницы 659 сообщается, что фамилии крестьянам давались после отмены крепостного права в 1861 году. Фамилии у крестьян были и ранее, хотя можно говорить про официальные и не официальные, прозвища. Например, фамилия «Кузнецов» указана в книге для записи браков 1840 г. в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Российская государственная библиотека» (ФГБУ «РГБ», фонд №246, опись №97, дело №1, стр. №229):

(№ 229, 1840-го года, ноября 10-го дня, в Московском старообрядческом Рогожском кладбище прохожанин Московской губернии Бронницкаго уезда ведомства Московской удельной канторы Гжельского приказа деревни Ново-харитоновой крестьянин Николай Анисимов Кузнецов приступает к законному супружеству с Московской мещанкой слободы Дмитровской девицей Авдотьей Тимофеевой…)

        

          Можно привести пример и с бракосочетанием Емельяна Терентьевича в 1842 году, о чем речь шла ранее.

Безусловно фамилия существовала и ранее, просто нигде не была зафиксирована.

Далее идет сообщение о Гуслицком стане. Вероятно, предполагается, что Гжель и окрестности входили в состав Гуслицкого стана, но я такого не встречал. Обычно Гжель значилась отдельной волостью.

Ниже представлен фрагмент карты В.С. Кусова  «Станы и волости в XVIII веке».

          На карте видно, что Гжель и ее окрестности не входили в состав Гуслицкого стана.

Далее идет перевод фрагмента Переписной книги 1646 г., которая значится, как Писцовая книга (Российский государственный архив древних актов (РГАДА), фонд №1209, опись №1, дело №9809, 1648 г, № 25. стр. №65).

Ниже представлен перевод фрагмента №1 (фрагменты текста в монографии переставлены):

Моя трактовка (без знаков препинания, как в оригинале) следующая:

Да в той же волости погост а в нем церковь Страстотерпца Христова Георгия на речке на Дорке а у церкви (во дворе) поп Стефан (во дворе) дьячок Онтошка Семенов (во дворе) просфирница Оксин(ь)ица.

         Далее фрагмент №2:

        

Я бы прочитал так:

Село Гжель а в нем церковь Успение Пресвятые Богородицы древяна а у церкви (во дворе) поп Василей (во дворе) дьячок Ермолка Ефремов з зятем Стенькою Осиповым (во дворе) панамарь Ивашко Ефремов (во дворе) просфирница Матреница Степанова.

Далее идут деревни с крестьянами:

         Не буду останавливаться на ряде мелких ошибок в прочтении названий деревень, а приведу лишь несколько для примера и общего понимания.

 

Рассмотрим название деревни «Давыдова (написано сокращенно) Халотава и Кошурова тож», а именно второе название Халотава или Халевова.

Очевидно вторая и шестая буквы совпадают, это буква «а», как в словах «Ермолка», «Страстотерпца». Пятая буква «т» (без подчеркивания), как в слове «Матреница» в тексте выше, а не как буква «в» с подчеркиванием в словах «древяна», «Ефремов».

Указанное название относится к современной деревне Кошерово. Примерно такого же прочтения придерживается Аверьянова М.Г. в книге «Край Раменский», которая значится под №1 в библиографии у Б.А. Кузнецова.

 

Следует заметить, что село Новохаритоново, которое на протяжении длительного времени меняло свое название: Новая, Харитоново, Халево (но не Халевова) в данной переписи по какой-то причине отсутствует. Мне встречалось еще название Хритоново.

Также пишет и краевед Аверьянова М.Г. в книге «Край Раменский»:

Название деревни под № 3 принципиально, поскольку автор монографии полагает, что именно оттуда пошел род Кузнецовых. И в качестве доказательства он приводит список крестьян деревни:

Оригинал текст таков:

Мне представляется, что написано следующее

Деревня Давыдова Халотава и Кошурова тож а в ней крестьян (во дворе) Жданко Сурин (во дворе) Нестерко Жданов (во дворе) Ларка Софронов (во дворе) Ивашко Истомин с сыном Мит(ь)кою (во дворе) пропуск (во дворе) Лукашка Ондреев с дет(ь)ми с Матюшкою да с Ывашком (во дворе) Дениско Максимов с сыном Ивашком (во дворе) пропуск (во дворе) Ивашко Федотов пропуск (во дворе) Ос(ь)ка Федотов…

В целом, неточностей много, мелких и серьезных, которые приводят к ошибкам в генеалогическом древе и ошибочному пути его исследования.

Такого же, на мой взгляд ошибочного, прочтения придерживается и другой потомок Кузнецовых – В.И. Новиков (https://proza.ru/2016/04/25/1776). Вероятно, это их совместное чтение.

Не понятно, почему они считают своим предком Ивана Федотова, а не Ивашку Истомина, которого также упоминают, и не Ывашку Матвеева, и не Ивашку Денисова, о которых пишу я выше. При этом, за своего предка они принимают человека, живущего в другой деревне.

Если не учитывать не существующие деревни и посмотреть на карте на список приведенных деревень, например, переписной книги 1716 года, начиная с села Гжели, то они перечислены по часовой стрелке, от деревни к ближайшей деревне, видимо, как и передвигался переписчик. На схеме ниже обозначено красным цветом.

Следует заметить, что в переписи 1716 года присутствуют две разные деревни, и деревня Коширово, и деревня Харитоново, что подтверждает, что после Обухова в переписи 1646 года идет Коширово.

Если посмотреть на карте на список приведенных деревень переписной книги 1646 года, начиная с села Гжели, то они также перечислены по часовой стрелке, от деревни к ближайшей деревне, но немного по другому маршруту. На схеме обозначено синим цветом.

Если же следовать логике, указанной в монографии Б.А. Кузнецова, то после Обухова, переписчик должен был пересечь по диагонали всю волость, чтобы сделать перепись в Новохаритоново (Халевово), затем вернуться обратно и продолжить свой путь. Начало маршрута обозначено зеленым цветом.

Далее в монографии (на той же 659 странице) идут ссылки на статистические материалы, которые я не изучал, и на Переписную книгу 1716 года (РГАДА, фонд №350, опись №2, дело №258. ед.хр. 1889 1717 г. стр. №757), в которой ошибочно указан номер описи, должна быть № 1 и где сообщается следующее:

Касаемо женитьбы ранее 21 года, следует обратить внимание, что Стоглав 1551 года разрешает брачный возраст для юношей с 15 лет, а для девушек с 12 лет:

(а меньши бы отрока 15 лет, а отроковицу 12 лет не венчали…)

 

         Опустим ряд неточностей в прочтении Переписной книги, и проверим правильность дат рождения указанных людей.

Расчеты в монографии

Мои расчеты

1. Фадей

1717-50=1649

 

2. Наталья Власова

1717-40=1637

 

3. Ефрем

1717-15=1707

1. Фадей

1717-50=1667

 

2. Наталья Власова

1717-40=1677

 

3. Ефрем

1717-15=1702

 

Год рождения Натальи Власовой по разным документам соответствует 1671-1676 гг. В том числе по Исповедным ведомостям 1756 года (ЦГАМ, фонд №203 опись №747, дело №240 стр. №138 поз. № 49) указан 81 год. Таким образом, она родилась примерно в 1674 году.

Далее Б.А. Кузнецов пишет о том, что в 1719 году Фадею 70 лет и делает следующий вывод.

         Так вот, я как автор этой статьи и исследователь беру на себя ответственность утверждать, что документов, отражающих правильный возраст, здесь нет. На этом аргументацию можно было бы закончить. Но я добавлю, что вопрос возраста достаточно сложный и требует отдельного исследования, но для убедительности сообщу, что у всех глав семейств в указанных документах возраст кратен 10. Такого в жизни не бывает, что подтверждает недостоверность данных о возрасте, поскольку существенного значения он в данном случае не имел.

Ну или представьте, что был бы найден только один документ, тогда на него бы и ориентировались. А если бы нашли еще несколько? А если бы нашли только другой документ? Возраст может отличаться на десятки лет. Исследуемые документы, как правило, не требовали точных значений возраста, да и крестьяне не всегда знали свой возраст-необходимости не было. Достоверные сведения могут быть только в метрических книгах, но и эти документы могут ввести в заблуждение. 

На следующей 660 странице мы видим сведения из документа (РГАДА, фонд №350, опись №2, дело №1872.). Это сказки 1773 года. Вот два фрагмента:

 

Перевод этих фрагментов представлен так:

Почему-то Яков Васильевич значится сыном Ефрема.

Я текст читаю так:

Ефрем Фадеев – в предыдущую перепись 55, в настоящую - умер в (1)771 году заразою. У него жена Ксения Михайлова 50 лет умре в (1)771 году

у них дети

Василей 28-38

У Василья жена Федосья Радионова 35 лет

У них дети

Яков 2-12

Вообще-то это дополнительные ревизские сказки 1773 года. Следовательно, Ксения Михайловна родилась в 1713 году (=1773-10-50), а Яков в ~1761 году
(=1773-12).

Далее представлены сведения 6 ревизии (ЦГАМ, фонд №51, опись №8, дело №1). Представлен возраст по 5 и 6 ревизским сказкам:

 

Вот фрагмент оригинала этой сказки:

(Яков Васильев – 34-50, Якововы дети, Терентий – 14-30, Анисим – 9-25, Терентьев сын Сидор – вновь рожденной-5)

Как мы видим в монографии, почему-то указано, что Якову Васильеву 48 лет и он умер в 1821 году, хотя это невозможно, поскольку Ревизские сказки 1811 года и до его смерти еще 10 лет.

Если мы вернемся на страницу № 658, то увидим древо рода Кузнецовых, ниже представлено оно же, в которое внесены правки с учетом информации данной статьи.

Об ошибочном пути исследования генеалогического древа упоминалось уже выше.

Как было исследовано выше Федот и его сын Иван - это крестьяне другой деревни. Год рождения Натальи Власовой рассчитан неверно. Год рождения Фадея Иванова вызывает сомнения. Год смерти Ефрема Фадеева ошибочен, вероятно и Ксении Михайловой тоже. Василий Ефремов умер не в 1773, а после 1782, поскольку в 1782 году был на исповеди (ЦГАМ, фонд №203, опись №747, дело №521, двор №154). Вряд ли Федосья Родионова могла родиться в 1777 году, если ее сын родился в 1761 году. Вряд ли Степан Симеонов мог умереть в 1771 году до рождения сына Никифора (~ 1790 г.р.).

Таким образом, самые ранние сведения о роде Кузнецовых относятся к 1716 году. И были они дворцовыми (принадлежавшими царской семье) крестьянами, которые по реформе 1797 года были преобразованы в удельных крестьян.

Следовательно, родоначальником известным на сегодняшний день является Фадей Иванов (середина 17 в. – между 1742 и 1747). У него и его жены Натальи Власовой (~1674 – после 1756) был старший сын Ефрем Фадеев, год рождения которого на основании разных источников сильно разнится в пределах от 1682 до 1711 года, у него была жена Ксения Михайлова, год рождения которой также находится в значительных пределах от 1685 до 1713. Умерли они от холеры в 1771 году. У них остались дети, старший – Василий Ефремов (между 1721 и 1738 – после 1782), который был женат на Федосье Родионовой (между 1724 и 1738 – между 1773 и 1782), у которых и родился основатель династии фарфорозаводчиков Кузнецовых – Яков (~1761-1821). Год рождения жены Якова, Прасковьи Ивановой, по разным документам соответствует 1760-1769 гг., а умерла она между 1838 и 1843 годом, где в Исповедных ведомостях (ЦГАМ, фонд №203 опись №747, дело №1327 стр. №475об. поз. № 98) указан её возраст – 72 года. Даты рождения и смерти всех персон носят ориентировочный характер.

В продолжение темы фамилий у крестьян и «Кузнецовых» в частности стоит заметить, что эту фамилию носят не только потомки Василия Ефремовича и его единственного сына Якова, но и потомки его брата Симеона Ефремовича
(~1737-1771). Следовательно, фамилия «Кузнецов» уже существовала в это время.

         Далее рассмотрим древо ветви Анисима.

У Анисима Яковлевича (~ 1786 – после 1850) была жена Акулина Никифоровна (~ 1792 – между 1848 и 1849), у них было четверо детей, из сыновей младшим был Николай (~ 1819 – после 1869), который женился на Авдотье Тимофеевне (~1820 – после 1869), информация о которых имеется в Подворных переписях селений Гжельской волости 1869-1871 гг. (ЦГАМ, фонд №184, опись №10, дело №2150, стр. №242об., поз. №70). У Николая Анисимовича и Авдотьи Тимофеевны было 8 детей, старший сын Иван (1841 г.р.) умер в младенчестве (между 1845 и 1846 гг.), следующий сын Семён (~ 1844 – после 1917), у которого было две жены Авдотья Саввовна (~1853 – после 1869) и Вера Семеновна (~1859 – после 1918) и не менее шести детей, одним из которых был сын Марк (~ 1882 – после 1917), а дочери Евдокии у них не было.

Ниже представлен фрагмент ветви Сидора.

Почему-то на 129 (и 130) странице указан 1805 год смерти Якова Васильевича:

При этом получается, что фабрику он открыл через 5 лет после смерти. Информация по другим персонам разбиралась в статье. Но все же повторюсь, Агафья Дмитриевна умерла после 1831 года и, следовательно, была матерью для Сидора и Емельяна, значит второго брака у Терентия Яковлевича не было. Жена Сидора, Татьяна Ивановна, умерла между 1862 и 1864 годами, поскольку у Матвея были опекуны после смерти его отца, Сидора Терентьевича.

И этот же (1805) год указан в древе, хотя в других местах он верен:1821 год.

          И далее рассмотрим фрагмент ветви Емельяна.

         Этот фрагмент древа пересекается с предыдущей ветвью (линия Сидора). Заметим только, что жена Емельяна Терентьевича, Авдотья Казьминична умерла не в 1854 году, а после 1869 года, ну и сын их Иван родился в 1850 году.

В этой статье рассмотрена только малая часть обширного материала, продолжать можно долго.

И в заключении статьи хочется привести слова из книги Б.А. Кузнецова и А.С. Кузнецова «Гжель Историческое описание Бронницкого уезда Московской губернии». В ней говорится, что в многочисленных публикациях приводятся «…порой ложные вымыслы, домыслы и слухи, а иногда и сказки. Авторы этих работ …придумывали, а иногда, без проверки приведённых фактов просто не задумываясь переписывали информацию из различных литературных источников, ничего не имеющих общего с настоящей исторической правдой.»

 

 

Часть 1

Часть 2

Друзья Сайта

 

Статистика
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright А.Ю. Лакунин © 2024  Lakunin@rambler.ru Конструктор сайтов - uCoz